Романтическое индийское кино, великолепные индийские ткани, пряные индийские приправы и, конечно же, восхитительные индийские девушки, неоднократно завоевывавшие гордое звание «Мисс Мира». Они — воплощение чувственности и грации, нежные и страстные, обольстительные и скромные, открытые и загадочные… как и сама Индия…
Секреты Айшварии Рай
Индию сложно причислить к благополучным странам, и продукты новейших разработок в области косметологии большинству здесь недоступны. Но индианки не унывают, ведь к их услугам огромное число целебных трав и плодов, позволяющих выглядеть поистине сногсшибательно. Взять хотя бы уникальное дерево ниим, называемое «деревенской аптекой». Настоем из его листьев и умываются, и ополаскиваются, и моют волосы. А секрет прост: экстракт листьев ниима делает кожу эластичнее, придает ей гладкость и шелковистость. Или миндальное масло – идеальное средство для увлажнения сухой и чувствительной кожи. Или маска из плодов папайи для глубокого и бережного очищения жирной кожи.
Даже знаменитости не пренебрегают этими простыми рецептами, например, болливудская красавица Айшвария Рай признается, что ухаживает за собой, помня бабушкины рекомендации. Разумеется, у нее есть возможность приобретать самые дорогие европейские препараты, но она больше любит индийскую косметику, основанную на аюрведических законах и составленную исключительно из природных компонентов.
Кстати, не только индийские кинозвезды предпочитают аюрведические средства: косметикой «Шахназ Гербалз» пользуются принцесса Монако, Элизабет Тейлор и даже члены английской королевской семьи. Да и многим другим европейским красавицам хорошо известно, что гели, дневные и ночные кремы, включающие в себя экстракты молочая, куркумы и алоэ вера, масло жожоба и сандалового дерева, верно служат коже, сохраняя ее упругость и мягкость. А зубные пасты Dabur позволяют обрести ослепительную улыбку без отбеливания.
Изящество у индианок в крови, этому способствуют хрупкая фигура, небольшой рост, миниатюрные кисти и ступни. Но главным достоинством здесь считают не тонкий стан, а аппетитные формы. И, увы, чем «фигуристее» индианка в молодости, тем больше вероятность, что уже через несколько лет ее талия бесследно исчезнет. После замужества остаются в прошлом и танцы, и активный образ жизни. Традиционно жизнь индийской женщины сосредоточена на детях и семье. Как уж тут, проводя по 5-6 часов на кухне, сохранить стройный силуэт. Впрочем, больших угрызений совести по поводу своей расплывшейся фигуры индианки не испытывают, лишь небольшой процент «мумбайских» красавиц озабочен вопросами похудения. В сельской же местности вообще считают, что полнота – один из главных показателей женской привлекательности.
Тот, кто был в Индии, наверняка вспомнит сладкий, приторный аромат, окутывающий индианок с головы до ног. Однако это не парфюм, точнее, не совсем парфюм, это аттары – духи-благовония на основе эфирных масел, цель которых гармонизировать дух, душу и тело. В отличие от европейской традиции наносить аромат на кожу запястий, шею и мочки ушей, индианки наносят аттары на верхнюю внутреннюю часть ушной раковины, вкладывают пропитанный духами ватный тампон внутрь полой серьги, а также сбрызгивают платки и шарфы, добиваясь этим того, что запах не выветривается неделями.
Особенности индийского макияжа
Благородная бледность издавна считалась одним из признаков принадлежности к высшему сословию, а потому и сегодня светлая кожа приравнивается в Индии к эталону совершенства. Индианки, в большинстве своем смуглые, постоянно втирают в кожу отбеливающие кремы. Но это, пожалуй, единственное, в чем они спорят с природой. Во всем остальном индийские женщины лишь стремятся дополнить и приукрасить свои естественные достоинства.
Мейкап индийских красавиц – настоящее искусство. Выразительные глаза аккуратно подводятся черным карандашом — и по нижнему и по верхнему веку, в уголках прорисовываются тонкие стрелки. Густые, бархатные ресницы делаются еще длиннее с помощью туши. И конечно, тени – преимущественно нежно-розовых и нежно-фиолетовых оттенков, придающие взгляду дополнительную чувственность и выразительность.
Тщательно «прорисовав» глаза, индийские женщины не останавливаются на достигнутом. Природную пухлость губ подчеркивают яркой помадой. Причем считается, что контур губ должен быть четким, не размазанным.
Далее маникюр. Ухоженные ногти, покрытие ярким лаком – однотонным или с переливами из одного цвета в другой, — обязательный элемент праздничного облика. А еще индианки превращают свои руки в настоящее произведение искусства, выводя на них хной сложнейшие витиеватые узоры. Изобретательный мехенди-дизайн — непременная часть убранства невесты. Считается, что чем сложнее и многообразнее выведенный рисунок, тем удачнее будет брак.
Ну и конечно, невозможно представить индианку без бинди – точки, которую индийские женщины прорисовывают в центре лба. В древности «третий глаз» ставили исключительно замужние дамы, а цвет бинди мог быть только красновато-коричневым. Сегодня точка в центре лба перестала символизировать брак, наметились изменения и в цветовой палитре: теперь бинди подбирается в тон к одежде, варьируется по форме (бывает не только круглым, но и треугольным), дополняется стразами и блестками. Кстати, украшать бинди допускается не только лоб, но также кисти рук и стопы.
Польза хны
Природа одарила индианок великолепными волосами, в уходе за которыми они также используют природные средства. Перекрашиваться и даже осветлять отдельные пряди здесь не принято, а для придания естественному цвету насыщенности и блеска используется хна, которая входит в состав практических всех индийских красок. Нужный оттенок красителя получают с помощью экстрактов местных трав, поэтому индийские препараты не портят волосы, а наоборот улучшают их структуру и укрепляют луковицы. Травы и хну также включают в маски, шампуни (в том числе сухие, выпускаемые в частности под маркой Veda Vedica), кремы и бальзамы для волос. Такие средства никогда не вызывают раздражения кожи головы и позволяют сделать волосы более пышными и густыми.
Впрочем, не стоит забывать, что струящиеся по плечам локоны – это в большей степени привилегия болливудских актрис. В обыденной жизни распущенные волосы ассоциируются с легкостью в поведении. А потому тщательно заплетенные косы встречаются на улицах индийских городов гораздо чаще модных укладок.
Золота много не бывает
Традиционно украшения в Индии служили индикатором социального статуса, достатка и даже касты. И хотя сегодня отношение к аксессуарам изменялось, русская пословица «по одежке встречают» здесь все еще актуальна. Например, невозможно увидеть в обществе замужнюю женщину без серег и обручального кольца. А отправляться в гости, не надев на себя пару золотых цепочек и несколько колец, считается просто неуважением к хозяевам.
Украшения в Индии носят все, порой не слишком задумываясь, насколько это эстетично. Главный принцип – чем больше, тем лучше. Десятки браслетов на руках и ногах, кольца чуть ли не на каждом пальце (и рук, и ног – ведь в Индии самой популярной обувью остаются шлепанцы) – самая обычная картина. Причем, никого не смущает, когда дешевые побрякушки соседствуют с ювелирными раритетами.
Стоит сказать еще об одном важном элементе в облике индийской женщины – матерчатой сумке. Миниатюрных ридикюлей здесь не встретишь, зато каждая сумка по-своему оригинальна. Как правило, индийские сумки изготавливаются вручную, они могут состоять из нескольких лоскутов цветной материи, украшаться нанесенным несмываемой краской рисунком, вышивкой, бисером, тесьмой или бахромой. И неважно, что такая торба или котомка порой совершенно не подходит по цветовой гамме к одежде, зато она сама уже произведение искусства и… дань традиции.
На стыке западного и восточного
Если говорить о модной индустрии, то в Индии она ориентирована на национальные традиции, а посему сари, чуридары, сальвар-камизы – отнюдь не экзотика ни в дизайнерских коллекциях, ни в обычных магазинах. А еще в последнее время молодые кутюрье взяли курс на объединение западных и восточных традиций. В результате яркие многокрасочные индийские ткани нередко становятся основой для костюмов чисто европейского покроя, представляющих собой удивительное сочетание западной лаконичности и подлинно индийского шика. Но если подобная цветастость и вычурность не всегда привлекает европейцев, то знаменитые индийские ткани — шелк, муслин, кашемир и пашмина — уже несколько столетий остаются must have любой западной модницы.
К повседневной женской одежде требования в индийском обществе остаются жесткими: любой открытый наряд вызывает осуждение и может опорочить честь индианки. Даже в мегаполисах максимум возможного – юбка ниже колена или брюки. Прозрачные или декольтированные блузки естественно исключены, а чтобы дополнительно прикрыть руки и плечи, индианки заворачиваются в шали — дупаты, символизирующие целомудрие.
Брак по договоренности
Главная цель в жизни среднестатистической индианки – удачное замужество. Но выбор супруга дело отнюдь не личное. «Брак по любви» — не более чем популярный миф, поддерживаемый киноиндустрией. На деле же пару для девушки, как и сотни лет назад, подбирают родители. Инициативу в поиске жениха проявляют мать и отец невесты, а согласие на брак дают родители будущего мужа. Главным определяющим моментом при этом является не красота и личные качества потенциальной супруги, а величина приданого, которое хоть и запрещено законом, но в реальности все еще дается и принимается. И тем не менее, при подавляющем большинстве «организованных браков», измены и разводы в Индии редки даже в городской, европеизированной среде.
Считается, что соблюдать невинность до брака должны оба – и молодой человек, и девушка. И хотя совершенно не возбраняется, чтобы молодые люди симпатизировали друг другу, ни о каких добрачных отношениях в традиционном индийском обществе и речи быть не может. Свидания в саду, встречи в кафе или походы в кино вдвоем решительно не одобряются. Все, что молодые могут себе позволить, не навлекая гнева родни, – пооткровенничать друг с другом по телефону или по интернету.
Предполагается, что после вступления в брак женщина будет вести себя еще скромнее, чем до замужества. Ее место в семье, и следуя традициям, она не должна лишний раз попадаться на глаза посторонним мужчинам, то есть вправе выходить из дома лишь по делам — за покупками или в гости к родственникам. Только индианки из привилегированных слоев общества могут пренебречь этими правилами и, например, посвятить себя карьере, оставив детей под присмотром многочисленной родни.