Застенчивый ребенок

Застенчивый ребенокОбычно взрослые считают застенчивость недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле застенчивость может стать недостатком, когда родители будут воспринимать это так. Застенчивый ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники.

То, как ребенок воспринимает свою застенчивость, целиком зависит от вас, родителей. Если вы относитесь к ребенку как личности и принимаете его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если родители слишком много внимания уделяют застенчивости ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток — две большие разницы. Когда родители думают, что застенчивость — недостаток, ребенок считает себя неполноценным.

Застенчивость — черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они стесняются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его скромности не останется и следа. Часто он начинает стесняться из-за чрезмерного внимания окружающих.

Обычно дети никогда не страдают от своей застенчивости, гораздо чаще эта черта раздражает родителей. Они чувствуют себя неловко, когда их ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми.

Родители могут помочь себе и ребенку избегать неловких ситуаций и защитить его от критики посторонних. К примеру, многие скромные дети стесняются говорить «здравствуйте» или отвечать на вопросы взрослых.

Пусть родители сделают это за них и сами непринужденно заведут разговор, чтобы отвлечь внимание собеседника от ребенка. Попытка разговорить ребенка приведет к худшему результату, он может совсем замкнуться в себе и замолчать.

В тоже время необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (например, деньги — продавцу). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Преодолеть неловкие ситуации помогают ролевые игры. Поиграйте с ребенком: «Давай представим, что к нам пришли гости и они спрашивают у тебя: «Как дела?» Как ты с ними поздороваешься?» и т. п. Практика ролевых игр бывает очень полезной, т. к. помогает отработать затруднительные для ребенка ситуации.

Но не стоит ждать от ребенка естественного поведения в некомфортной для него обстановке.

Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку выработать более уверенное поведение:

1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Рекомендуется сводить застенчивых детей с детьми более младшего возраста — братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей — для непродолжительных игр.

5. Создавайте условия для игр в паре. Игры в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. Ваш ребенок может пригласить домой одного из своих приятелей поиграть. Предложите детям сладости и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Предсказать заранее, как со временем изменится характер вашего ребенка довольно трудно. Многие застенчивые дети, потом становятся более уверенными и активными в себе. В любом случае, основная задача родителей — воспринимать застенчивость ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.

Похожие статьи