Почему деревенские дети говорят лучше городских

Почему деревенские дети говорят лучше городских«Ма-ма», «па-па» — этих первых слов все родители ждут с особым трепетом и нетерпением. Но вскоре умиление сменяется тревогами: почему мой ребенок так мало говорит? Все ли у него нормально с речью? Не отстает ли он в развитии? А может, ему нужна помощь специалиста? Нам, родителям, где-то в глубине души хочется, чтобы наше чадо, едва научившись складывать слоги в слова, безукоризненно читало отрывки из поэм Пушкина и четко выражало свои мысли. А период времени от первых «ма-ма» до цитирования классиков полон переживаний и сомнений…

Всестороннее развитие и речь ребенка

На речь ребенка влияет очень много факторов — психологических и физических, объективных и совсем незначимых с точки зрения нас, взрослых. Недаром речь называют сложным психическим процессом. Однако в череде событий, мелочей и нюансов, влияющих на речь, есть те, на которые родителям стоит обратить особое внимание. Хотя бы по той причине, что мы в состоянии их контролировать.

Ребенок произносит звуки эмоционально, пытаясь ими что-то выразить. И чем больше эмоций он будет испытывать, чем больше всего постигать, тем быстрее он заговорит. Подмечено, что детки, которые растут в деревнях, начинают говорить раньше, чем их сверстники из городов. Психологи связывают это с тем, что в деревне гораздо больше простора для эмоций и фантазии. Выходя из дома, ребенок видит, как растет травка, бегают гуси и куры, близко встречается с очень многими природными явлениями, законами развития флоры и фауны, и у него больше поводов для выражения эмоций — в звуках, словах.

Даже в простой бытовой ситуации можно помочь ребенку выразить свои эмоции посредством речи — звуков или слов. Представьте: ребенок разлил воду на пол. Как поведет себя мама? Как правило, или накричит, или быстро уберет за малышом, сказав, что так делать нельзя. Однако самым верным было бы другое поведение: взять тряпку или губку, вложить ее в руку ребенку и позволить вытереть возникшую лужу. Так у ребенка начинает формироваться верное представление о мире и положении вещей, причинах и следствиях событий.

Родители! Не мешайте своему ребенку исследовать мир. Для полноценного развития малыша — для его речи в том числе — очень важен собственный опыт в исследовании мира и окружающей среды.

Говорим с рождения

Ребенок готовится к полноценной речи с первых дней жизни. Само рождение малыша сопровождается криком, вскоре он начнет гулить, а в 5-6 месяцев — лепетать.

Доказано! Развивать речь ребенка помогает естественное вскармливание. У деток, недолго имевших грудное вскармливание или не имевших его вовсе, чаще возникают логопедические проблемы. Они начинают говорить позже, чем их сверстники, мамы которых придерживались принципов естественного вскармливания. Это можно объяснить не только всесторонней пользой ГВ для ребенка, но и чисто механическими факторами. Когда малыш сосет грудь, он широко открывает ротик и плотно прижимает язычок — как бы тренируется перед тем, как начать правильно говорить. Известно, что соску или бутылочку ребенок сосет совсем по-другому, активируя другие мышцы и по-иному располагая язык. Все эти рефлексы, заложенные в первом полугодии жизни, впоследствии могут повлиять на речь.

Еда, как ни удивительно, тоже напрямую влияет на речь. Пережевывая твердую пищу, ребенок готовит свой речевой аппарат к последующей речи.

Не все мамы любят сидеть со своими чадами у песочниц. А на самом деле песочницы очень помогают развивать речь. Малыши развивают мелкую моторику, пересыпая песочек, и развиваются, общаясь с такими же лепечущими малышами.

Не торопите время

Развитие ребенка напоминает лесенку: малыш, двигаясь по ней, поднимает одну ногу и оказывается выше, но вторая нога при этом продолжает оставаться внизу и следует за первой только тогда, когда та почувствует под собой твердую опору.

Психологи и логопеды сравнивают речь ребенка с игрой на фортепьяно или на флейте. Эти музыкальные инструменты издают волшебные звуки, но ими надо научиться пользоваться, поясняют они.

Присмотритесь к собственному ребенку. Часто бывает, что детки прекрасно все понимают, поступательно развиваются, но при этом не столь разговорчивы, как хотелось бы маме. Не нервничайте и не требуйте от ребенка всего и сразу. Даже мы, взрослые, часто понимаем намного больше, чем хотим сказать.

Любите своего ребенка, не торопите его, разговаривайте с ним и помните: с ребенком надо общаться, чтобы у него возникла необходимость общаться с вами!

Для ребенка жизнь — игра

Мамы и папы! Не забывайте побольше играть с малышом, помогая ему познавать мир и провоцируя на реакцию в виде звуков, слогов и слов. До 7 лет у детей ведущей является именно игровая деятельность, поэтому очень просто научить чему-то малыша, играючи.

Мудрая мама будет с первых месяцев носить ребенка по квартире, проводить с ним экскурсии и все показывать, рассказывать, называть предметы простыми словами или звуками.

В 1,5 года можно прекрасно использовать такую игру. Взять коробку, прорезать в ней дырочки, чтобы в них опускать карточки с картинками — животными и любыми простыми предметами. Мама может играть с ребенком, держа коробку на уровне его лица, показывая картинки и медленно опуская их в дырку со словами: «Кто это? Конь. Иго-го!» И так далее. Хороши игры с фигурками, которые надеваются на пальчик. Так можно играть в прятки: «Где собачка?» — «Нет собачки» — «Где же наша собачка?» — «Ав-ав» — «Да вот же она!»

В промежутке между 1 и 2 годами можно сделать детский фотоальбом: приклеить карточки с разными действиями ребенка: когда он спит, ест, поет, гуляет… и сделать из этих карточек маленький альбом вашего малыша. Увидите, с каким удовольствием ребенок будет рассматривать свой альбом и комментировать действия, которые выполняет.

Примерно с 2,5 лет ребенок начинает активно слушать сказки. Однако еще раньше он с удовольствием включится в игру-сказку. Например, можно вырезать из картона теремок и его жителей — мышку, лягушку, зайчика и других героев и не только проигрывать все эти спектакли, но и выполнять какие-то действия за них… «Покажи, какой длинный язычок у лягушки», «А как зайчик прыгает? Давай покажем, как он припрыгал», «Какой это волк — зубами щелк? Как он щелкает зубами?» На самом деле, когда ребенок работает ручками, ножками и язычком, он тренирует многие умения, память и речевой аппарат.

Очень хорошо способствует развитию речи ребенка музыка. В ней содержится все — и звуки, и мелодика, и темп, и ритм. Говорить или петь под музыку можно разным тоном, быстро или медленно, с разными эмоциями.

Не мешайте своему ребенку «обезьянничать» у зеркала, когда он этим увлечен. Он может широко открывать рот и гримасничать, но на самом деле это хорошо для будущего развития малыша. Так он готовится к речи.

Медицинский фактор

А слух ребенка проверяли? Этот вопрос часто задают врачи родителям, жалующимся на нежелание ребенка говорить. Увы, но иногда причиной проблем с речью являются проблемы со слухом. Ребенок просто не слышит то, что должен повторить. Стоит отметить, что глухие детки могут лепетать так же, как и здоровые. Только у малышей, имеющих проблемы со слухом, лепет постепенно затихает. Поздно начинают говорить слепые детки. У них может быть обострен слух, но они не видят артикуляцию взрослых, когда те к ним обращаются, а также не могут увидеть предмет, о котором идет речь. Иногда проблемы со слухом могут быть не врожденными, а возникнуть уже в период взросления ребенка. Например, прием некоторых антибиотиков может стать причиной понижения слуха.

«У нашего папы были проблемы с речью, а сейчас и у сына — передалось, наверное», — говорят некоторые мамы, приводя деток к логопедам. На самом деле в вопросах речи наследственность практически никакой роли не играет: гораздо важнее будни конкретного ребенка и то, как его развивают мама с папой. А вот небольшая разница в развитии речи мальчиков и девочек действительно существует.

Сроки и нормы

1,5 года. У ребенка в речи появляются простые — чаще односложные — слова: «ма», «ти», «киса», «ваня». Причем каждое из этих слов может иметь множество значений.

1,5 — 2 года. Не стоит в этом возрасте искать новые слова и выражения. В этот период времени важнее всего динамика в речи. У ребенка появляются новые, пусть и непонятные вам слова? Он по-новому выражает свои эмоции, которые становятся все богаче? Это главный показатель прогресса.

2 — 2,5 года. В речи ребенка появляются первые фразы из 2-3 слов.

3 года. В этом возрасте важно не учить алфавит и механически запоминать слоги, а расширять смысловое значение слова, его семантику…

Если требуется помощь

Как правило, какие-то речевые отклонения начинают диагностировать после 3 лет. В этот период времени возникает необходимость заниматься с ребенком. Лучше, чтобы занятия в игровой форме проводил специалист, а не папа с мамой. Дело тут не только в знании методик, но также в психологии ребенка, который не воспринимает в этом возрасте родителей как безусловных учителей. Специалист же из поликлиники, медцентра или детского сада сможет гораздо быстрее и эффективнее донести до малыша нужную информацию.

Материал подготовлен при содействии логопеда центра «Логопед-Плюс» Татьяны Аракильян.

Похожие статьи